norwaynotes

norwaynotes
23 мая. Семь сестёр
Måbøberget

Итак, долгий путь в Норвегию был позади, и начался наш первый полноценный день на фьордах. Причём начался он с дождя. Конкретные планы на этот день у нас пока не оформились, и, чтобы хоть с чего-то начать, мы поехали смотреть Ворингфосс. Начали с моей любимой обзорной точки у отеля Фоссли...

Давайте сразу разберёмся с Ворингфоссом и обзорными точками вокруг него.

Изображение

Ворингфосс низвергается с обрыва высотой 180 метров недалеко от отеля Фоссли. А прямо напротив него стекает с гор река Tysviko, образуя ещё один водопад - Tysvikofossen (на карте не подписан). Måbødalen в этом месте очень узкая, с отвесными неприступными стенами. Действительно, очень впечатляющее место!

Откуда можно на это посмотреть? Самой большой популярностью пользуется парковка P1 (N 60° 25.551', E 7° 14.760'). Это и понятно: она располагается прямо на 7-й дороге и снабжена указателем на Vøringsfossen. С этой парковки доступно две обзорные точки.

Точка 1 располагается на старой дороге (в этом месте старая дорога идёт параллельно с новой, и на карте не обозначена). С неё хорошо видно Tysvikofossen и отель Фоссли, но... почти не видно сам Ворингфосс! Более того, если не дойти по дороге до самой выступающей в сторону каньона точки, то мы вообще его не увидим - его скроет от нас скальный выступ. Поэтому не удивительно, что некоторые туристы принимают Tysvikofossen за Vøringsfossen, а потом пишут о нём негативные отзывы... Зато вечером с этого места хорошо наблюдать огромные радуги в каньоне: если нет облаков, солнце светит прямо вдоль него.

Точка 2 находится прямо над водопадом. На самом деле, в этом месте проложено много тропинок вдоль края пропасти, и похожих обзорных точек несколько. С этого ракурса Ворингфосс абсолютно не фотогеничен, но если оказаться там вживую и подойти к самому краю обрыва, всплеск адреналина обеспечен.

Чтобы добраться до точки 3, нужно свернуть с 7-й дороги к отелю Fossli (этот поворот также снабжён указателем на Vøringsfossen) и оставить машину на парковке P2 (N 60° 25.617', E 7° 15.285'). Отсюда открывается грандиозная панорама уходящего вдаль извилистого каньона, по дну которого бежит бурная река Bjoreio. Ворингфосс оказывается слева и чуть ниже от нас; прекрасно видно и сам водопад, и реку, которая его образует. Справа так же хорошо видно Tysvikofossen. Как я уже сказал, это моя любимая обзорная точка. Причём добраться до неё совсем несложно. Очень рекомендую.

Ну и наконец, точка 4. Она тоже очень интересна. В отличие от всех предыдущих, она располагается на дне каньона. Тропа к ней идёт вдоль реки Bjoreio, а затем пересекает реку через натяжной мост. Спуститься на тропу можно со старой дороги - я обозначил это место на карте красной линией. Ближе всего сюда идти от парковки P3 (N 60° 25.513', E 7° 14.000'). Это даже не парковка, а просто уширение дороги. Если ехать со стороны Fossli, это место находится на коротком участке дороги после второго по счёту тоннеля. От парковки можно спуститься на старую дорогу, а затем идти по ней до тропы (обозначена указателем на Vøringsfossen). Тропа подходит совсем близко к водопаду, и именно здесь можно оказаться с глазу на глаз с разбушевавшейся водной стихией. Радуги по вечерам здесь тоже бывают ого-го какие. Одним словом, рекомендую - но будьте готовы промокнуть до нитки. ;)

PS. Когда мы ходили по этой тропе в прошлом году, мост через реку был закрыт по причине плохого состояния. Так что пришлось идти на свой страх и риск.

Ещё по дороге мы заметили, что воды в реке было гораздо больше, чем прошлым летом, а на склонах появилось множество новых водопадов, которых я никогда раньше не видел. Тем интереснее было посмотреть, на что похож Ворингфосс при таком большом количестве воды. И он нас не разочаровал. Но, что интересно, Тисвикофоссен на сей раз почти не уступал своему знаменитому соседу.

Изображение

Чего не передаёт фотография, так это грандиозного масштаба происходящего. Оба водопада огромные, каждую секунду тонны воды с грохотом обрушиваются в пропасть. Это надо видеть своими глазами... Вдоволь налюбовавшись, перебираемся на вторую парковку, что у 7-й дороги, осматриваем окрестности. На одном из деревьев у края пропасти - свежие цветы. Похоже, что для кого-то осмотр Ворингфосса закончился трагедией. Вот уж действительно - красота требует жертв. :(

Тем временем дождь закончился. "Пойдём гулять?" - предложил я. "Пойдём" - согласилась Галя. Вот так, несколько спонтанно, началась наша первая прогулка по Норвегии. У меня был на примете подходящий маршрут - тропа через Måbøberget. Норвегам издревеле приходилось преодолевать высокие стены Måbødalen на пути с запада на восток страны, и это тот самый маршрут, которым они пользовались многие века. Потом была построена старая дорога, а затем и новая, с её знаменитыми спиральными тоннелями...

Маршрут начинается прямо от парковки (N 60° 25.551', E 7° 14.760'), на другой стороне 7-й дороги. Тропа неплохо просматривается и обозначена указателем на Måbø. Можно идти и от Høl.

Маркировка: жёлтые метки.
Длина: 5 км
Перепад высоты: 660-740-260 moh

Начало тропы мы нашли без особого труда, да и потом находить путь по жёлтым меткам было не сложно. На тропе было очень много влаги, на каждом шагу попадались ручейки, стекающие в сторону долины. Кое-где были оборудованы мостки, но всё равно, в кроссовках нам пришлось бы туго. Вообще, у меня сложилось впечатление, что весной, когда тает снег, мокро везде. Летом намного суше.

Изображение

Первая часть пути идёт через плато. Вокруг - тундра, весна здесь ещё даже не начиналась. Зелени нет, преобладают бурые и жёлтые краски. Небо продолжает хмуриться.

По ровному идти легко. Но вскоре впереди показалась долина, и начался затяжной спуск. Обычно этот маршрут проходят в обратном направлении - из долины поднимаются на плато. В этом случае нужно преодолеть долгий подъём по импровизированным каменным ступенькам. Нам было проще, но наши колени ещё не успели привыкнуть к нагрузкам, поэтому треккинговые палки в тот день пришлись очень кстати.

Дождь ходит кругами, но до нас пока ещё не добрался. Впереди уже видно конечную точку нашего перехода: там, где старая дорога отходит от новой и начинает карабкаться вверх. Но это только кажется, что близко, а на самом деле спускаться ещё долго.

Изображение

Наконец, спускаемся в долину. Bjoreio переходим по мосту. Река сегодня очень полноводная, перейти её без моста не было бы никакой возможности. Далее тропа идёт мимо ферм и пастбищ, а затем, наконец, выводит нас на парковку около 7-й дороги. Ура! Наш первый норвежский маршрут благополучно пройден.

Правда, есть одна проблема. Мы - в долине, а машина стоит наверху на парковке. Поэтому расслабляться нам ещё рано. В принципе, вернуться обратно можно на автобусе (он там проезжает пару раз в день), а в сезон - воспользоваться туристическим паровозиком. Но мне хотелось сделать полный круг. Идти обратно той же дорогой неинтересно, но, к счастью, в Måbødalen есть ещё один путь - старая 7-я дорога! По ней мы и пошли. Кстати, на неё есть удобный выход прямо от парковки, на которой мы оказались: пересекаем шоссе через подземный переход и поднимаемся по тропе на старую дорогу. Вуаля.

В отличие от новой дороги, проложенной через кучу тоннелей, по старой дороге очень даже интересно прогуляться. Большую часть пути она идёт вдоль реки, вокруг возвышаются неприступные скалы, с гор стекают водопады. Красота. Напрягало меня только наличие свежих камней на асфальте, явно упавших откуда-то сверху. Некоторые были довольно большие - от таких и каска не спасёт!

Как я уже говорил, в тот день мы видели множество водопадов, которые летом высыхают. Интересно было наблюдать над озером Måbøvatnet целую гирлянду водопадов - их было не меньше семи штук. Они чем-то напомнили мне знаменитый водопад Семь Сестёр на Гейрангере.

Изображение

Дошли до моста. Разбушевавшаяся горная река - захватывающее зрелище.

Погода продолжала хмуриться, но время от времени луч солнца пробивался сквозь облака.

Шли довольно долго. Я думаю, что направление движения было выбрано правильно: подниматься вверх по дороге проще, чем по тропе. Но, тем не менее, дорога не отменяет необходимости подняться на 400 метров, которые отделяли нас от парковки. Поднявшись наверх, мы снова оказались на обзорной точке на Ворингфосс. На часах было около восьми часов вечера. Как я уже говорил, вечером со старой дороги можно наблюдать огромную радугу над Ворингфоссом. И мы увидели её, когда солнце в очередной раз пробилось сквозь облака!

Изображение

Всего в этот день мы гуляли примерно шесть часов - вполне достаточно для первого раза. Прогулка нам понравилась. Маршрут не очень сложный, и удобно, что можно сделать в этом месте полный "roundtrip". Хотя по карте этого не видно, старая дорога нигде не совпадает с новой. В точках пересечения они развязаны на разных уровнях. Таким образом, можно пройти этот маршрут от начала до конца, не выходя на трассу, где ездят машины. Единственное, о чём я жалею - когда мы шли по плато, надо было сделать вылазку в сторону каньона и поискать там новые ракурсы на водопады, а также на серпантин старой дороги. Будет чем заняться в следующий раз!

• 1
был там с женой в 2011 году в августе, впечатления не передаваемые. Очень здорово, что Вы смогли налегке прогуляться в этих местах. Мы были на автобусе и поэтому прогуляться особо не удалось.(